Уважаемые предприниматели!
С 2022 года руководители организаций и ИП могут получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) только через ФНС, в Удостоверяющих центрах или через доверенных лиц.
Сертификат руководителя организаций и ИП действует один год (для КЭП, выданных сотрудникам компаний, ИП с доверенностью и обычным гражданам в аккредитованных удостоверяющих центрах) или 15 месяцев (для КЭП, выданных налоговой инспекцией или ее доверенным лицом руководителю ООО или ИП). Посмотреть срок действия можно через компьютер, на котором установлен сертификат ЭП и программа КриптоПро CSP:
1. Запустить приложение «КриптоПро CSP».
2. Открыть вкладку «Сервис» и нажать «Просмотреть сертификаты в контейнере».
4. В открывшемся окне нажать кнопку «Обзор».
5. Выбрать ключевой контейнер с сертификатом, нажать «ОК», затем «Далее».
6. Отобразится информация по сертификату из выбранного контейнера с его сроком действия.
Также срок действия КЭП можно узнать через портал «Госуслуги». Функция работает только через компьютер в разделе «Настройки и безопасность» в личном кабинете. Пункт «Электронная подпись» покажет все сертификаты ЭП и сроки их действия.
До окончания срока действия сертификата нужно успеть его продлить иначе придется перевыпускать заново. Юрлица и ИП, у которых есть действующий сертификат ключа проверки КЭП, полученный в Удостоверяющем центре или у его доверенных лиц, могут сделать это дистанционно. Направить заявление в электронном виде можно:
- через «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» в разделе «Заявления. Запросы» – «Электронная подпись (КЭП)», или
- через «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» - в разделе «Услуги. Сервисы» – «Перевыпуск сертификата ЭП»
Новый сертификат КЭП будет записан на тот же токен, что и предыдущий.
Кстати, полезно будет обновить программное обеспечение для работы с электронной подписью.
Если срок действия подписи закончился, поврежден носитель (токен) или изменились данные владельца сертификата, то дистанционно продлить КЭП не получится и придется оформлять новую.
Для выпуска электронной подписи необходимы паспорт (документ, удостоверяющий личность), СНИЛС, ИНН. А также сам носитель, специальный USB-токен.
Важно учитывать, что в правилах получения «сертификатов сотрудников» (КЭП, в которых указан ИНН организации или ИП, от чьего имени действует физлицо по доверенности (представитель), произошли некоторые изменения. С 1 сентября 2023 года аккредитованные удостоверяющие центры перестали их выдавать. С1 сентября текущего года они должны будут использовать квалифицированные сертификаты для физических лиц в связке с машиночитаемой доверенностью в едином формате. До этой даты будет действовать переходный период.
Ознакомиться с более подробной информацией о квалифицированной электронной подписи, способах ее получения и использования вы можете в «Памятке КЭП», разработанной ФНС России, на сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края или по телефону: 8(3022)32-44-05.